Климатические переговоры: на пути из Дохи в Варшаву

Через пять месяцев начнется ежегодный климатический саммит в Варшаве, на котором более 190 стран должны обсудить общие подходы к новому глобальному соглашению и детали работы в рамках второго периода Киотского протокола. Разумеется, подготовка позиций, переговорный процесс и наработка конкретных решений ведется весь год. Встреча стран, которая проходит последние две неделе в Бонне, – центральное событие подготовительной работы.

Изначально предполагалось, что переговоры в Бонне простыми не будут. Центром внимания стала работа Вспомогательного органа по осуществлению (SBI), где идет бескомпромиссное противостояние Беларуси, России и Украины с остальными, среди которых открыто выступает группа стран G77 и Китай.

Тема дискуссий на первый взгляд безобидна: внесение дополнительного пункта в повестку дня. Пункт этот касается процедурных и юридических аспектов принятия решений в рамках РКИК и Киотского протокола. Предложили его Беларусь, Россия и Украина, формально, независимо друг от друга. Предложили после конференции в Дохе, где мнение этих стран не было учтено при принятии Дохийской поправки к Киотскому протоколу (изменение требований к сокращению выбросов парниковых газов странами) после нескольких раундов трехсторонних консультаций.

Казалось бы, простой вопрос, но превратился в блокировании переговорного процесса. Вспомогательный орган по осуществлению так и не смог начать рассмотрение вопросов по сути, а застрял на невозможности согласовать повестку дня.

Не вызывает сомнения важность поднятого Беларусью, Россией и Украиной вопроса. Это признают все. Но оправдывают ли средства (срыв переговоров) цель. Поскольку любые переговоры в рамках ООН являются составляющей внешней политики каждой из стран, то демарш Украины в сомнительной компании с Россией и Беларусью, да еще на завершающей стадии переговорного процесса об ассоциированном членстве в ЕС (когда каждое наше телодвижение рассматривается под микроскопом и трактуется как месседж Объединенной Европе) может быть неправильно истолкован.

Очевидно, что само противостояние возглавляет Россия, а Украина и Беларусь «легализуют» его своей поддержкой. После отказа России от обязательств в рамках второго периода Киотского протокола, решение в Дохе не имеет для нее ровно никакого значения в плане экономических последствий. Образ России, как поборника «чистоты процедур», который последовательно формируется ее представителями в Бонне, является скорее тактически правильно выбранной позицией, чем первопричиной для противостояния. Для России, претендующей на роль сверхдержавы, это не более чем статусный вопрос в ситуации, когда ее права и интересы были попраны.

Для Беларуси же (как, кстати, и для Казахстана) Дохийская поправка – принципиальна, поскольку принятое решение требует от нее радикальных действий по снижению выбросов парниковых газов. Ибо обе страны не были полноправными участниками Киотского протокола в его первом периоде. Но Казахстан занял нейтральную позицию в этом противостоянии, находясь в гораздо худшем положении, нежели Украина и тем более Россия.

В то же время Украина в этой группе единственная, которая имела (и надеюсь еще имеет) все предпосылки технично, дипломатично и без потерь выйти из ситуации, которая сложилась после Дохи. Она была полноправным членом первого периода Киотского протокола, – накопила избыток квот на выбросы, которые процедурно можно использовать во втором его периоде.

Очевидно, что работа 38-й сессии SBI провалена и завтра в пятницу, когда по календарю заканчиваются двухнедельные переговоры, будет формально объявлено о закрытии сессии.

Чего добилась Украина от этого противостояния? Ничего. Нет результата сегодня и сформирован негативный имидж и посланы тревожные сигналы в Брюссель.

2012 год прошел для Украины вне диалога по климатической политике с основными мировыми игроками – ЕС, США и Китаем. Это привело к провалу Украины в Дохе. Нынешний переговорный год Украины начался и проходит в замкнутом кругу России и Беларуси, что вызывает непонимание и только усиливает противостояние между сторонами.

Мы должны признать, что в Украине отсутствует не только внутренняя климатическая политика, но и нормальное взаимодействие органов власти, отвечающих за внешнюю политику. Если в энергетическом секторе вопрос этот исторически отработан, то в климатической политике профильный орган исполнительной власти существует как бы отдельно от МИДа, который отвечает за всю внешнюю политику страны.

Климатический саммит в Варшаве состоится в конце ноября. В это же время в Вильнюсе будет проходить саммит Восточного партнерства, на котором Украина декларирует надежду подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. И если это не только декларация, то нужно помнить, что совместная климатическая политика, в том числе в рамках Киотского протокола, это один из предметов Соглашения об ассоциации.

Автор: Алексей Хабатюк

Источник: ua-energy.org

Маєте що додати? Не згодні з якимось із цих пунктів? Просимо залишити ваш коментар у цій короткій формі: https://forms.gle/oE4E5RQETFe2BCYv6