На пути от Киото к Копенгагену

Позиция неправительственных экологических организаций относительно обязательств Украины по Киотскому протоколу значительно отличается от официальной.

Украина является активным участником мировой борьбы с изменением климата: 4 февраля 2004 года Верховная Рада ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в пределах так называемого механизма совместного внедрения действуют порядка трех десятков проектов сокращения выбросов парниковых газов отечественными предприятиями при финансовой и технологической поддержке зарубежных партнеров, состоялся прецедент продажи неиспользованных квот Японии.

И все же в целом успехи Украины в сфере борьбы с изменением климата эксперты оценивают весьма сдержанно. А еще более осторожны они относительно прогнозов эффективности Копенгагенского саммита — Конференции ООН по изменению климата, которая пройдет в датской столице с 7 по 18 декабря 2009 года. Чтобы подтолкнуть политиков к ответственным решениям, ООН с 19 сентября начинает Всемирную неделю климатических действий. По этому случаю мы обратились с просьбой прокомментировать позицию Украины на декабрьских переговорах к Ирине Ставчук (на фото) — председателю Рабочей группы неправительственных экологических организаций по изменению климата, эксперту по вопросам изменения климата Национального экологического центра Украины.

— Ирина Ивановна, есть мнение, что в свое время нас «неправильно» записали в приложение Б к Киотскому протоколу — туда, где находятся развитые страны с количественными обязательствами. Дескать, мы тогда не устояли перед «комплиментом», а теперь вынуждены сокращать выбросы парниковых газов, хотя могли спокойно находиться в статусе страны третьего мира и не сушить мозги.

— Идея приложения Б понятна: чтобы решать проблему, необходимо было приобщить к этому промышленно развитые страны, выбрасывающие больше всего парниковых газов. Правильность пребывания Украины в числе последних не обсуждается — по абсолютному количеству выбросов Украина входит в двадцатку мировых «лидеров».

— Когда в марте 1997 года Украина подписывала Киотский протокол с обязательством не превышать на протяжении 2008—2012 годов уровень выбросов 1990-го, это считалось не очень обременительной задачей, ведь к тому времени из-за упадка экономики мы выбрасывали только половину от уровня 1990-го.

— Да, но все равно это было смелое решение со стороны Украины. Самая глубокая пропасть тогда уже была позади. Начиная с 1998 года в стране наблюдался экономический рост. Прогнозы относительно восстановления экономики за десять лет до уровня 1990 года казались вполне реалистичными. По данным 2006 года (за этот период есть последняя официальная статистика), Украина выбрасывала парниковых газов 48,8% относительно базового 1990-го. Ведь рост экономики происходил, скорее, за счет сферы услуг, а не наращивания производства. Также играет роль фактор модернизации экономики и внедрения энергосберегающих технологий. С 1998 года выбросы парниковых газов возросли намного меньше, чем ВВП.

— Есть ли смысл в международном документе, если для выполнения обязательств по нему странам не нужно прилагать никаких усилий?

— Это у нас прогнозы развития производства не оправдались, и теперь мы имеем большое количество неиспользованных квот, благодаря которым правительство может позволить себе ничего не делать. В преобладающем же большинстве стран — участниц приложения Б обязательства абсолютно реальные. Они должны постоянно решать, что делать в каждом секторе экономики, какие энергосберегающие проекты внедрять и т.п.

— Официальная позиция участников декабрьской встречи уже известна?

— Частично. ЕС со своими обязательствами уже определился — до 2020 года сократить выбросы парниковых газов на 30% относительно 1990-го. Япония заявила о сокращении на 25% (это недавно объявил их новый премьер, раньше речь шла о 8%!), Россия — на 10%, Беларусь еще определяется — от 5 до 10%. Некоторые развивающиеся страны добровольно заявили о стабилизации выбросов на нынешнем уровне.

— А ключевой игрок — США? Это ведь именно из-за них так долго не мог вступить в силу Киотский протокол.

— Политическая воля действительно является определяющим фактором, и с приходом Барака Обамы США изменили свою позицию. Австралия, например, тоже долгое время блокировала ратификацию, а полтора года назад, как только у них сменился премьер-министр, решительно взяла на себя обязательства.

США уже пришли к переговорам, заявили о готовности сократить выбросы парниковых газов на 14%, но относительно не 1990-го, а 2006 года. В этом случае их выбросы в 2020 году как раз и будут где-то на уровне 1990-го.

— Какие обязательства готова сейчас взять на себя Украина?

— На консультациях с общественностью, прошедших 26 августа в Министерстве охраны окружающей природной среды Украины, была озвучена такая цифра: не превысить 80% от объема выбросов 1990 года. Это подается как прогресс (дескать, сейчас по Киотскому протоколу мы имеем право на 100% от уровня 1990 года), но фактически такая цель означает увеличение относительно сегодняшнего дня на 70%. Рабочая группа неправительственных экологических организаций по изменению климата считает такой вариант недопустимым и безответственным.

— Что предлагаете вы?

— Наша цель — подтолкнуть правительство взять обязательство удержать выбросы на протяжении 2013—2020 годов на уровне 2008-го.

— Не очень завышенная планка?

— Нет, даже заниженная. В Украине огромный потенциал энергосбережения, который является экономически целесообразным. А с повышением цен на энергоносители даже без активной деятельности правительства выбросы, скорее всего, не будут значительно возрастать при экономическом росте. Недавно свое видение обоснованных сокращений выбросов парниковых газов представили эксперты ЕС: они учитывали тенденции изменения объемов самих выбросов, ВВП, численности населения, историческую ответственность. По их расчетам, Украина должна стабилизировать выбросы на уровне 40% с 1990 года, то есть уменьшить выбросы относительно нынешнего уровня на 12%.

— Кроме новых обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, на повестке дня Копенгагенского саммита стоит поиск ресурсов для так называемой адаптации. О чем идет речь?
— Изменение климата будет иметь отрицательные последствия для стран, почти не выбрасывающих парниковые газы и не виновных в возникновении проблемы. Поэтому именно индустриально развитые государства должны помочь странам третьего мира адаптироваться к изменению климата.

Адаптация — это широкий спектр мероприятий, направленных на борьбу с последствиями изменения климата. Это и строительство плотин в прибрежных районах, которым угрожает затопление, и удаление соли из почвы, и апробация новых сельскохозяйственных культур, и сооружение ирригационных систем. Но у адаптации есть предел: мы не сможем вернуть ледники, когда они растают, восстановить коралловые рифы, которые погибнут, и планировать экономическое развитие с постоянными ураганами, засухами и наводнениями. Взять Таджикистан: страна очень бедная, 95% энергии производится гидроэлектростанциями, выбросов парниковых газов почти нет. Но из-за угрозы глобального изменения климата неизвестно, будет ли вода для работы гидроэлектростанций, будут ли функционировать оросительные системы для сельского хозяйства и, соответственно, смогут ли вообще там жить люди.

В Великобритании даже запланировано перенесение подальше от опасных по затоплению мест некоторых исторически ценных замков. Но если Британия имеет финансовые ресурсы для этого, то, скажем, малые островные государства без поддержки индустриально развитых могут просто уйти под воду. Это историческая ответственность за спровоцированные изменения климата.

Украина же выходит на Копенгагенский саммит с позицией, что все должны давать деньги нам, а мы не обязаны способствовать адаптации.

— За время, прошедшее с момента подписания Киотского протокола, наука существенно продвинулась в точности методов моделирования сценариев развития климата, в понимании причин глобального потепления. Следует ли ожидать, что политики выработают копенгагенские договоренности быстро и безболезненно?

— Едва ли. Наука наукой, но все обязательства принимаются как политические решения. Скорее всего, так произойдет и в Копенгагене. Предварительно озвученные намерения участников говорят о том, что и на этот раз ученые не достучатся до политических лидеров. Наверное, на саммите выйдут на общее сокращение 7% от сегодняшнего — это намного ниже тех 40%, на которых настаивают ученые.

— Откуда последняя цифра?

— Прогнозы развития событий и их последствий отличаются. Лучше всего вообще остановить выбросы парниковых газов, но в современном мире это невозможно. Поэтому ученые установили наибольшее возможное потепление — на 2°С от доиндустриального уровня. Это предел, за которым могут наступить необратимые последствия. Ученые анализируют несколько сценариев: от 2,4° до 6,4°С до конца столетия. Сокращение выбросов на 40% — гарантия того, что потепление будет «минимальным» — в пределах нижней оценки.

— Кто отвечает за реализацию обязательств государства по Киотскому протоколу?

— Раньше координатором всех мероприятий был отдел сопровождения Киотского протокола Министерства охраны окружающей природной среды Украины. Два года назад эту деятельность взяло на себя Национальное агентство экологических инвестиций Украины. Формальным поводом стало недостаточное количество работников в министерском отделе, которое будто бы из-за каких-то юридических тонкостей нельзя было увеличить. Но, скорее всего, новое агентство создали для прямого контроля за продажей квот со стороны Кабинета Министров.

— У вас есть сомнения в эффективности работы нового ведомства?

— Когда мы спрашиваем у чиновников, как они обеспечивают выполнение Украиной обязательств по Киотскому протоколу, то обычно они рассказывают о проектах совместного внедрения и продажи квот. Но ведь это — возможности, которые предоставляет протокол, а не обязательства по нему. Обязательства — это текущая деятельность по внедрению политики сокращения выбросов в секторах энергетики, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, отчетность о выполняемых мероприятиях (отчеты они готовят, поскольку иначе невозможно торговать квотами) и стратегические планы сокращения выбросов. Такой план мы ждем с 2006 года.

— С чем, на ваш взгляд, связана такая задержка?

— Правительство заинтересовано выработать и продать как можно больше энергии, даже когда говорит об энерго сбережении. Однако вкладывать средства в энергосбережение в 4 раза эффективнее, чем строить новые АЭС, на что сделана ставка в «Энергетической стратегии Украины». Нам нужны глубокие реформы, а чтобы их стимулировать, необходимы реальные обязательства в Копенгагене — такие, чтобы правительство было вынуждено внедрять энергосбережение, а не продавать неиспользованные квоты, которые Украине достались даром.

— Возможно, есть смысл представить мировой общественности альтернативный, неправительственный отчет, настаивать на реальных, жестких обязательствах?

— Это мы и стараемся делать. Хотя подобные вещи — удобный повод предъявить обвинения нам в отсутствии патриотизма. Нужна также поддержка общественности и СМИ. Да, проблема на самом деле сложная, трудно донести ее обществу доходчиво и быстро. Но уже очевидно, что чем меньше об этом говорят, тем медленнее мы движемся.

ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

По данным IV Оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН, к 2100 году мир будет значительно теплее. Последствия ожидаются такие — от и до:

+2,4°
Коралловые рифы практически исчезают

В Северной Америке новые пыльные бури превращают в пустыни заселенные штаты с центром в Небраске, разрушают сельское хозяйство и животноводство по мере того, как песчаные дюны появляются в пяти штатах США, от Техаса на юге до Монтаны на севере.
С необратимым таянием ледяного покрова Гренландии ускоряется повышение уровня Мирового океана, затапливающего заселенные коралловые острова и низменные дельты.

Исчезновение ледников в Андах (Перу) оставляет без питьевой воды 10 миллионов человек. Теплеющий океан уничтожает большой барьерный риф и практически все коралловые рифы в тропиках.

В глобальном масштабе вымирание грозит трети всего живого на планете.

+6,4°
Большинство видов жизни на планете вымирает.

Нагревание океана приводит к возможному высвобождению из океанического дна гидратов метана, метановые шаровые молнии пронизывают небо, вызывая дальнейшее потепление.
Океаны теряют кислород и застаиваются, выделяя отравляющий сульфид водорода, разрушающий озоновый слой. Пустыни распространяются почти до Арктики.

По планете гуляют гипербури невиданной жестокости и силы. Они вызывают штормы, разрушающие на суше все на своем пути.

Человечество уменьшается до размеров небольших групп, которым удается чудом выживать на полюсах. С повышением температуры больше, чем когда-либо за последние 400 млн лет, множество видов жизни на планете гибнет.

Автор: Святослав Рыбников, Украинская техническая газета

Маєте що додати? Не згодні з якимось із цих пунктів? Просимо залишити ваш коментар у цій короткій формі: https://forms.gle/oE4E5RQETFe2BCYv6