Заявление неправительственных организаций Беларуси, России и Украины по предстоящей Конференции ООН по климату в декабре 2009 г. в Копенгагене

Участники международной конференции «Усиление роли общественных организаций в формировании политики в области изменения климата и энергетики» в С. Петербурге 12-13 ноября 2009 г, представители общественных организаций Беларуси, России и Украины, озабочены замедлением процесса международных переговоров в области изменения климата. Мы видим большую опасность подмены юридически обязательного международного соглашения ни к чему не обязывающей политической декларацией.

Общественные организации призывают правительственные делегации Беларуси, Украины и России занять на переговорах в Копенгагене конструктивную позицию и сделать все от них зависящее для заключения юридически обязательного международного соглашения.

1) Мы выступаем категорически против того, чтобы результатом конференции в Копенгагене была только политическая министерская декларация или иное заявление глав государств и правительств.

Мы считаем, что в Копенгагене должно быть принято официальное Решение РКИК ООН о продолжении работы по выработке международного соглашения с четким указанием юридического статуса переговоров и сроком их завершения.
Итоговым результатом переговоров в рамках РКИК ООН должно быть принятие юридически обязательного соглашения, требующего ратификации. Никакие послабления здесь невозможны.

2) По вопросам, наиболее проработанным в процессе переговоров в 2008-2009 годах, таких, как вопросы срочной помощи наименее развитым странам, адаптации, прекращения сведения тропических лесов, наращивания потенциала стран, в Копенгагене нужно принять отдельные Решения РКИК ООН о немедленном начале практической деятельности.

3) Мы считаем, что Беларусь, Россия и Украина способны и должны полностью следовать рекомендациям IPCC по стабилизации глобальных выбросов парниковых газов в течение следующих 5-10 лет.

До 2020 года наши страны должны как минимум удерживать выбросы на предкризисном уровне 2008 г. (для Беларуси и России это эквивалентно уровню сокращения на 35 %, для Украины на 55 % от базового уровня 1990 года – без учета поглощения лесами).

К 2050 году все развитые страны в целом, включая наши страны, должны снизить выбросы, как минимум, на 80 % от уровня 1990 года.

4) Мы считаем, что перенос неиспользованных разрешений на выбросы (квот) с первого периода Киотского протокола юридически возможен только при продлении данного протокола как международного правового инструмента. В контексте разработки нового международного соглашения вопрос о переносе квот с 2008-2012 гг. неправомерен. С точки зрения целостности нового соглашения, такого переноса квот быть не должно.

5) Мы считаем, что межгосударственная торговля квотами в новом соглашении должна отсутствовать, так как это не способствует реальному снижению выбросов.

6) Мы поддерживаем вариант Финансового Механизма нового соглашения, где международный фонд или фонды работают под руководством РКИК ООН, но вне ее рамок. В этом случае взносы требуются от всех стран, включая Беларусь, Россию и Украину, кроме наименее развитых, в зависимости от уровня экономического развития (в частности, ВВП на душу населения). Эти взносы всех стран должны быть предметом международной процедуры мониторинга, отчетности и верификации. В итоге суммарная помощь развивающимся странам на цели предотвращения изменений климата, адаптации и наращивания потенциала к 2020 году должна достичь 160 млрд. долларов в год.

7) Мы обращаем внимание, что именно для наших стран особое значение имеет научно обоснованный, четкий и прозрачный учет поглощения и эмиссии парниковых газов наземными экосистемами, включая леса, почвы, водно-болотные угодья и торфяники. Новое соглашение должно обеспечить сохранение экосистемных функций как тропических, так и бореальных лесов, лесов умеренного пояса, водно-болотных систем и зон вечной мерзлоты. Мы подчеркиваем, что леса и болота являются не только регуляторами процессов, связанных с парниковым эффектом, но и также поддерживают режим естественного речного стока, в частности, бассейна Северного Ледовитого океана, играющего одну из ключевых ролей в формировании региональных и глобальных климатических изменений. Кроме того, бореальные леса являются исконной средой обитания коренных народов, тесно живущих с природой и наиболее подверженных изменению климата.

8) Мы единодушны в том, что атомная энергетика не является способом решения проблем изменения климата и не должна получить поддержку в рамках нового соглашения.

9) Мы считаем, что порядок отчетности о выбросах парниковых газов (и их абсорбции поглотителями) должен быть единым для всех стран соглашения.

10) Мы поддерживаем стремление Беларуси к практическому участию в Киотском протоколе и призываем страны ратифицировать принятую ранее в РКИК ООН поправку о включении этой страны в Приложение Б данного протокола.

Опыт двухлетних переговоров показал, что эгоизм стран сильнее, чем стремление решить глобальную проблему антропогенного изменения климата. Переломить ситуацию можно только общими усилиями всех стран и всех участников Копенгагенского процесса – от официальных лиц до экологических организаций и граждан. Мы готовы отстаивать право нынешнего и будущих поколений жить в том климате, который нам дала природа!

Участники конференции, представители общественных организаций:

Ассоциация Экологических Журналистов Санкт-Петербурга, С.-Петербург, Россия
Балаковское отделение ВООП, Саратовская обл., Россия
Брянская РОО «ВИОЛА», Брянск, Россия
Бурятское региональное объединение по Байкалу, Улан-Удэ, Владивосток, Россия
Всемирный Фонд охраны дикой природы. Москва, Россия
Гринпис России, Москва
Друзья Балтики, С.-Петербург, Россия
Зеленый крест, Москва, Россия
Зеленый Мир, Киев, Украина
Казанское отделение Социально-Экологического Союза, Россия
Кольский Координационный Экологический Центр “Гея”, Апатиты, Россия
Костромское областное общественное экологическое движение «Во имя жизни», Россия
Международный социально-экологический союз
МРОЭО «Беллона-Мурманск», Россия
Национальный экологический центр Украины, Киев, Украина
Новгородский клуб «Экология», Великий Новгород, Россия
Природа и Молодежь, Мурманск, Россия
Российский Социально-Экологический союз (РСоЭС), Россия
Самарский СоЭС, Самара, Россия
Сибирское Экологическое Агентство, Томский Зеленый Крест, Россия
Социально-Экологический Союз, Майкоп, Россия
Центр Трансграничного Сотрудничества, С.-Петербург, Россия
Центр Экологических Инициатив, С.-Петербург, Россия
Центр экологических решений, Минск, Беларусь
Черноморский женский клуб, Одесса, Украина
Экозащита, Россия
Экодом, Брест, Беларусь
Экоклуб, Ровно, Украина
Экологический центр “Дронт”, Нижний Новгород, Россия
Экологическое товарищество «Зеленая сеть», Минск, Беларусь
Экопроект, Минск, Беларусь
Эколого-правозащитный центр «Беллона», С.-Петербург, Россия
ЭКОперестройка, С.-Петербург, Россия
Ярославская ЭООО «Зеленая ветвь», Россия